Интеграция новых информационных технологий в учебный и воспитательный процесс.
Задачи:
- Информационная – обеспечение полноты, достоверности и своевременности актуальной для аудитории школы информации;
- Обучающая – знакомство учащихся с основными жанрами публицистики, историей журналистики, телевизионного творчества.
- Развивающая – развитие умение создавать публицистические тексты, формирование у учащихся навыков редактирования; совершенствование умение добиваться успешной коммуникации с представителями разных возрастных групп;
- Воспитывающая – формирование у учащихся активной жизненной позиции; приобщение учащихся к работе в команде;
- Профориентация – знакомство учащихся с особенностями работы редакции газеты ориентация учащихся на журналистскую специальность.
Участие в работе школьного Пресс-центра позволяет учащимся повысить социальную активность, формирует положительные социальные установки, дает возможность творчески самореализоваться и примерить на себя интересную им профессию.
Журналистская деятельность – участие в пресс-конференциях, выпуск газеты – является важным фактором социализации личности, так как здесь оказываются востребованными как интеллектуальные ресурсы ученика, так и его личностные качества.
Практическая работа Пресс-центра заключается в информировании аудитории школы по актуальным вопросам школьной жизни, выявление и формирование общественного мнения ученического коллектива. Для решения этой задачи в школе созданы система средств массовой информации:
Принципы деятельности пресс-центра
- демократического общения;
- объективного и корректного освещения информации;
- творческого подхода к оформлению номеров газеты;
- литературный ценз на шутки, высказывания, цитаты;
- «воплощения новых идей»,
- писать о том, что волнует и интересует не только самих журналистов, но и большинство ребят в школе;
- оперативно и честно освещать события школы;
- быть независимыми в изложении своего мнения, но и не навязывать его читателям.
Тематические блоки занятий:
- журналистика (различные стили формы и способы сбора, изложения информации);
- искусство оформления и моделирования в печати;
- возможности компьютерного дизайна;
- компьютерный дизайн;
- фотокорреспонденция;
- компьютерная графика;
- социология (изучение общественного мнения).
Основные направления работы школьного пресс-центра:
- Практический курс <Школа журналистики>
- Знакомство с периодическими изданиями, пресс-центрами других школ, анализ газетного материала профессиональных изданий, участие в конкурсах детской прессы
- Организация встреч с интересными людьми, пресс-конференций, проведение экспресс-опросов, тематических заседаний
- Выпуск школьной газеты (подбор статей, иллюстраций, фотографий, рисунков; реклама и распространение газет)
Все номера газет и первый выпуск литературного альманаха хранятся в школьной библиотеке и доступны всем желающим. Это своеобразная летопись нашей школы.
Постоянные рубрики:
- НОС – новости органов самоуправления – выходит один раз в неделю. Содержит информационный материал о деятельности ученического самоуправления, о проводимых в школе мероприятиях, их результатах.
- «Трудный возраст» - информация актуальная для учащихся. Приглашаются психологи, инспектора ИДН, медики. Учащиеся получают информацию из компетентных источников. Периодичность – один раз в месяц.
- «Ваш вопрос - наш ответ» - ответы на вопросы учащихся об организации учебно-воспитательного процесса. Периодичность 1 раз в месяц.
- «Карусель»- один раз в четверть – информация о жизни классов.
- «Литературный дебют» - готовится силами учащихся. Выходит один раз в четверть.
- «Спортивные новости» - новости спортивно жизни школы. Выходит один раз в месяц.
Свои репортажи и публикации корреспонденты школьного Пресс-центра публикуют в новостной ленте школьного сайта.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 четверть. Основные понятия (8 часов).
Раздел 1. Журналистика (3 часа).
Дать первоначальное представление о профессиональной этике журналиста. Права и обязанности журналиста при сборе и распространении информации. Культура поведения журналиста. Внешность. Манеры. Поза. Жесты. Выработка правил и кодекса чести журналиста. Школьная пресса: достоинства и недостатки. Обзор школьной печати. Содержание школьной газеты. Источники информации. Отличие профессионального журнального материала от школьного сочинения и литературных произведений. Создание заметки. Портретный очерк. Путевые заметки.
Раздел 2. Искусство оформления и моделирования в печати (3 часа).
Знакомство с техникой, помогающей журналисту в творческой деятельности Фиксирование информации от руки. Практикум работы с компьютером, принтером, ксероксом, диктофоном, фотоаппаратом. Практические навыки журналиста – навыки работы за компьютером (текстовый редактор Microsoft Office Word, Microsoft Office Publisher: набор текста, форматирование, размещение текста в публикациях различного формата). Контроль. Умение набирать и форматировать текстовую информацию.
Раздел 3. Фотокорреспонденция (2 часа).
Понятие о некоторых особенностях оформления газеты в целом и ее рубрик в частности. Роль и функции фотоиллюстраций, рисунков. Рисунки в газете. Рисование и обсуждение рисунков для школьной малотиражной газеты. Анализ заметок, репортажей, периодической печати. Фоторепортаж, его особенности. Составление своей заметки, репортажа. Фоторепортаж на заданную тему.
2 четверть. Совершенствование знаний, умений, навыков ( 7 часов)
Раздел 1. Журналистика (3 часа).
Основные жанры журналистики. Понятие о газетной заметке и статье. Обсуждение и составление газетной заметки. Структура текста: заголовок, смысловые части, иллюстрации. Значение заголовка и его виды. Поиск оригинальных заголовков в периодических изданиях. Объяснение их соответствия тексту. Поиск неудачных заголовков.
Раздел 2. Искусство оформления и моделирования в печати (2 часа).
Анализ периодических изданий. Подбор и оформление названий к отвлеченным текстам. Оформление заголовка статьи. Размещение материала в газете. Набор текста разным шрифтом (с выделением основной мысли). Подбор иллюстраций к статье. Оформление полученных результатов для школьной газеты.
Раздел 3. Возможности компьютерного дизайна (2 часа).
Цвет в дизайне. Фоновые цвета. Цвета спектра. Цветовой круг. Пропорции цвета. Насыщенность и светлота. Формирование художественных эффектов текста.
3 четверть. Закрепление знаний, умений, навыков (11 часов).
Раздел 1. Журналистика (3 часа).
Специфика жанра. Виды и формы интервью. Правила подготовки и ведения интервью. Вопросы прямые и косвенные. Правильно и неправильно заданные вопросы. Подготовка личностного интервью с интересным человеком. Встреча и интервью группы детей с педагогами. Обработка добытой путем интервью информации и подготовка материала для печати. Обсуждение особенностей прошедшей «пресс-конференции». Понятие о журналистском опросе и правилах его проведения. Составление и обсуждение вопросов для предстоящего журналистского опроса «Наша школа».
Раздел 2. Искусство оформления и моделирования в печати (2 часа).
Формат и объем издания. Название и его оформление. Деление газетной полосы на колонки. Размещение заголовков. Выбор шрифтов. Средства выделения в тексте.
Раздел 3. Социология (6 часа).
Как расположить к себе людей. Методы сбора информации. Игры и упражнения на знакомство, сплочение. Методы сбора информации. Собственные наблюдения, документы, интервью. Источники информации и ссылка на них в тексте. Научиться находить главные и второстепенные факты. Научиться ориентироваться в собранной информации и правильно на её основе строить текст. Подготовка материала для газеты на основе наблюдения, работы с документацией. Составление вопросов для интервью, беседы, опроса. Поиск и анализ анкет и их результатов в периодической печати. Составление анкеты с последующим анкетированием одноклассников. Сбор информации для журналистской публикации.
4 четверть. Обобщение материала (8 часов).
Раздел 1. Журналистика (3 часа).
Сравнительная характеристика. Рассказ с необычным построением. Юмористический рассказ. Фельетон. Сочинение стихов. Понятие о некоторых правилах составления кроссвордов и ребусов.
Раздел 2. Искусство оформления и моделирования в печати (3 часа).
Составление и обсуждение кроссворда. Составление и обсуждение ребусов.
Раздел 3. Компьютерная графика (3 часа).
Основные приемы работы в Photoshop. Рисование, редактирование, масштабирование. Выделение, перемещение областей рисунка. Практическая работа по составлению коллажа на заданную тему.