Прочти!
СТАНДАРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ:
НАЧАЛЬНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
ПРОФЕССИЯ ОПЕРАТОР ЭЛЕКТРОННО-ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ МАШИН (ПЭВМ)
Пояснительная записка к федеральному компоненту Государственного стандарта
начального профессионального образования по профессии
«Оператор персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ)»
Федеральный компонент Государственного стандарта начального профессионального образования Российской Федерации по профессии «Оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ)» включает документы:
а) профессиональную характеристику;
б) федеральный компонент содержания профессионального цикла обучения.
Организация обучения по профессии осуществляется на основе Перечня профессий и специальностей начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.04-94).
При организации обучения лиц, имеющих основное общее образование и получающих в учреждениях начального профессионального образования среднее (полное) общее образование, необходимо дополнительно руководствоваться документами, определяющими федеральный компонент Государственного стандарта среднего (полного) общего образования (с учетом профиля подготовки).
Профессиональная характеристика отражает содержательные параметры профессиональной деятельности: ее основные виды, а также их теоре¬тические основы.
В структуре федерального компонента содержания профессионального циклов выделены блоки учебного материала, предметные области и учебные элементы с указанием уровня их усвоения.
Название учебных элементов в стандарте указывает на конкретное содержание деятельности, которое должен освоить выпускник |в результате обучения. Соотношение теоретического и практического обучения при усвоении учебных элементов определяется учебно-программной документацией.
Учебным элементам соответствуют определенные уровни усвоения. Стандарт начального профессионального образования предус¬матривает использование следующих уровней:
1 уровень - узнавание изученных ранее объектов, свойств, процессов в данной профессиональной деятельности и выполнение действий с опорой (с подсказкой).
2 уровень - самостоятельное выполнение по памяти типового действия.
3 уровень - продуктивное действие, т.е. создание алгоритма деятельности в нетиповой ситуации на основе изученных ранее типовых действий.
При изложении содержания федерального компонента принят следующий порядок:
- названия блоков пишутся заглавными буквами и имеют сквозную нумерацию;
- названия предметных областей внутри блоков выделены прописными буквами, номер предметной области содержит номер блока и порядковый номер области внутри блока;
- номер основного обобщающего учебного элемента включает номер предметной области и порядковый номер данного элемента;
- узловые учебные элементы перечисляются с краской строки после основного обобщающего учебного элемента, к которому относятся;
- для ряда учебных элементов и некоторых предметных областей выделены характеризующие их признаки, которые следуют после двоеточия за названием предметной области или учебного элемента;
- признаки основного обобщающего учебного элемента или предметной области относятся ко всем входящим в них нижерасположенным учебным элементам;
- для учебных элементов, после которых уровень усвоения не указан, подразумевается первый уровень;
- уровень усвоения отличный от первого уровня указывается в круглых скобках непосредственно за учебным элементом или признаком и относится только к нему.
Учебные планы и программы для организации обучения по професcии"0ператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ)» разрабатываются образовательными учреждениями на основе модели учебного плана для учреждений начального профессионального образования (ОСТ 9 ПО 01.03-93), документов настоящего стандарта, документов, регламентирующих федеральный компонент содержания отдельных циклов обучения, примерной программной документации по профессии, разработанной Институтом развития профессионального образования Министерства образования РФ, а также документов национально-регионального компонента стандарта начального профессионального образования (содержательные параметры деятельности, указанные в профессиональной характеристике, учебные элементы и их уровни (усвоения) являются основными параметрами, проверяемыми при оценке качества подготовки выпускников по профессии и аттестации образовательного учреждения.
Выполнение этих требований служит основанием для выдачи выпускникам документов государственного образца об уровне образования и квалификации.
Данный стандарт имеет межведомственный характер, распространяется на все формы подготовки по профессии обучения, как в государственных, так и негосударственных структурах их правового статуса и имеет юридическую силу во всех регионах Российской Федерации.
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
1. Профессия: оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ).
Специальность: оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин *).
2. Назначение профессии.
Ввод и обработка информации на электронно-вычислительных машинах.
3. Квалификация
Уровень общего образования, требуемого для получения профессии - среднее (полное) общее; уровень профессионального образования - начальное профессиональное.
В системе непрерывного профессионального образования профессия оператор электронно-вычислительных машин (ЭВМ) относится к 3-ей ступени квалификации.
Уровень общего образования, требуемого для получения профессии, - среднее (полное) общее; уровень профессионального - начальное профессиональное образование.
Повышение квалификации оператора ЭВМ осуществляется: - в профессиональных образовательных учреждениях и на производстве для обновления и расширения знаний и умений, а также для достижения более высокой ступени квалификации в данной сфере профессиональной деятельности.
5. Специфические требования
Возраст операторов электронно-вычислительных машин не моложе 17 лет. Пол не регламентируется.
Психофизиологические требования: - наблюдательность, внимательность, способность анализировать свою деятельность; - долговременная и оперативная память.
Медицинские ограничения регламентируются перечнем противопоказаний Минздрава РФ.
Примечание: Содержательные параметры профессиональной деятельности стандартизированы на уровне обобщенных алгоритмов деятельности и ее теоретических основ. Конкретизация требования по типам изучаемых ЭВМ осуществляется в документах, раскрывающих содержание обучения.