ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО ИНФОРМАТИКЕ
И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (105 ЧАСОВ)
- Информация и информационные процессы (4 часа)
Информация. Информационные объекты различных видов. Основные информационные процессы: хранение, передача и обработка информации.
Восприятие, запоминание и преобразование сигналов живыми организмами.
Роль информации в жизни людей.
Понятие количества информации: различные подходы. Единицы измерения количества информации.
- Практические работы:
1. Фиксация аудио- и видео информации, наблюдений, измерений, относящихся к объектам и событиям окружающего мира, использование для этого цифровых камер и устройств звукозаписи.
- Компьютер как универсальное устройство обработки информации (4 часа)
Основные компоненты компьютера и их функции (процессор, устройства ввода и вывода информации, оперативная и долговременная память).
Гигиенические, эргономические и технические условия безопасной эксплуатации компьютера.
Программный принцип работы компьютера. Программное обеспечение, его структура. Операционные системы, их функции. Загрузка компьютера.
Данные и программы. Файлы и файловая система. Командное взаимодействие пользователя с компьютером, графический пользовательский интерфейс (рабочий стол, окна, Диалоговые панели, меню).
- Практические работы:
2. Соединение блоков и устройств компьютера, подключение внешних устройств, включение, понимание сигналов о готовности и неполадке, получение информации о характеристиках компьютера, выключение компьютера.
3. Оперирование компьютерными информационными объектами в наглядно-графической форме (изучение элементов интерфейса используемой графической операционной системы).
4. Планирование собственного информационного пространства, создание папок в соответствии с планом, создание, именование, сохранение, перенос, удаление объектов, организация их семейств, сохранение информационных объектов на внешних носителях.
- Обработка текстовой информации (14 часов)
Создание и простейшее редактирование документов (вставка, удаление и замена символов, работа с фрагментами текстов). Нумерация и ориентация страниц. Размеры страницы, величина полей. Колонтитулы. Проверка правописания.
Создание документов с использованием мастеров и шаблонов (визитная карточка, доклад, реферат). Параметры шрифта, параметры абзаца.
Включение в текстовый документ списков, таблиц, диаграмм, формул и графических объектов. Разработка и использование стиля: абзацы, заголовки. Гипертекст. Создание закладок и ссылок. Запись и выделение изменений. Распознавание текста.
Компьютерные словари и системы перевода текстов. Сохранение документа в различных текстовых форматах. Печать документа.
- Практические работы:
5. Знакомство с приемами квалифицированного клавиатурного письма, «слепой» десятипальцевый метод клавиатурного письма и приемы его освоения.
6. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
7. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
примерная программа основного общего образования
8. Вставка в документ формул.
9. Создание и форматирование списков.
10. Вставка в документ таблицы, ее форматирование и заполнение данными.
11. Создание гипертекстового документа.
12. Перевод текста с использованием системы машинного перевода.
13. Сканирование и распознавание «бумажного» текстового документа.
- Практикум: работа I Обработка графической информации (4 часа)
Растровая и векторная графика. Интерфейс графических редакторов. Рисунки и фотографии. Форматы графических файлов.
- Практические работы:
14. Создание изображения с помощью инструментов растрового графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Геометрические преобразования.
15. Создание изображения с помощью инструментов векторного графического редактора. Использование примитивов и шаблонов. Конструирование графических объектов: выделение, объединение. Геометрические преобразования.
16. Ввод изображений с помощью графической панели и сканера, использование готовых графических объектов.
17. Сканирование графических изображений.
- Практикум: работа II Мультимедийные технологии (8 часов)
Компьютерные презентации. Дизайн презентации и макеты слайдов.
Звуки и видеоизображения. Композиция и монтаж. Технические приемы записи звуковой и видеоинформации. Использование простых анимационных графических объек¬тов.
- Практические работы:
18. Создание презентации с использованием готовых шаблонов, подбор иллюстративного материала, создание текста слайда.
19. Демонстрация презентации. Использование микрофона и проектора.
20. Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
21. Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
22. Обработка материала, монтаж информационного объекта.
- Практикум: работа III, работа IV Обработка числовой информации (6 часов)
Табличные расчеты и электронные таблицы (столбцы, строки, ячейки).
Типы данных: числа, формулы, текст. Абсолютные и относительные ссылки. Встроенные функции.
- Практические работы:
23. Ввод данных в готовую таблицу, изменение данных.
24. Создание и обработка таблиц.
25. Ввод математических формул и вычисление по ним. Создание таблиц значений функций в электронных таблицах.
26. Построение диаграмм и графиков.
- Практикум: работа V Представление информации (6 часов)
Язык как способ представления информации: естественные и формальные языки. Дискретная форма представления информации.
Компьютерное представление текстовой информации. Кодирование графической информации (пиксель, растр, кодировка цвета, видеопамять). Кодирование звуковой информации.
Представление числовой информации в различных системах счисления. Компьютерное представление числовой информации.
- Практические работы:
27. Перевод чисел из одной системы счисления в другую и арифметические вычисления в различных системах счисления с помощью программного калькулятора.
28. Кодирование текстовой информации. Определение числовых кодов символов и перекодировка русскоязычного текста в текстовом редакторе.
29. Кодирование графической информации. Установка цвета палитре RGB в графическом редакторе.
30. Кодирование звуковой информации. Запись звуковых файлов с различным качеством звучания (глубиной кодирования и частотой дискретизации).
- Алгоритмы и исполнители (19 часов)
Алгоритм. Свойства алгоритма. Способы записи алгоритмов; блок-схемы. Возможность автоматизации деятельности человека.
Исполнители алгоритмов (назначение, среда, режим работы, система команд). Компьютер как формальный исполнитель алгоритмов (программ).
Алгоритмические конструкции: следование, ветвление, повторение. Разбиение задачи на подзадачи, вспомогательный алгоритм.
Алгоритмы работы с величинами: типы данных, ввод и вывод данных.
Языки программирования, их классификация. Правила представления данных.
Правила записи основных операторов: ввода, вывода, присваивания, ветвления, цикла. Правила записи программы. Этапы разработки программы: алгоритмизация — кодирование — отладка — тестирование.
Обрабатываемые объекты: цепочки символов, числа, списки, деревья, графы.
- Практические работы:
31. Разработка линейного алгоритма (программы) с использованием математических функций при записи арифметического выражения.
32. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор ветвления.
33. Разработка алгоритма (программы), содержащей оператор цикла.
34. Разработка алгоритма (программы), содержащей подпрограмму.
35. Разработка алгоритма (программы) по обработке одномерного массива.
36. Разработка алгоритма (программы), требующего для решения поставленной задачи использования логических операций.
- Практикум: работа VI Формализация и моделирование (8 часов)
Формализация описания реальных объектов и процессов, примеры моделирования объектов и процессов, в том числе — компьютерного. Модели, управляемые компьютером. Виды информационных моделей. Чертежи. Двумерная и трехмерная графика. Диаграммы, планы, карты. Таблица как средство моделирования.
Кибернетическая модель управления: управление, обратная связь.
- Практические работы:
37. Постановка и проведение эксперимента в виртуальной компьютерной лаборатории.
38. Построение генеалогического дерева семьи.
39. Создание схемы и чертежа в системе автоматизированного проектирования.
40. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием системы программирования.
41. Построение и исследование компьютерной модели, реализующей анализ результатов измерений и наблюдений с использованием динамических таблиц.
42. Построение и исследование геоинформационной модели в электронных таблицах или специализированной геоинформационной системе.
- Практикум: работа VII Хранение информации (4 часа)
Табличные базы данных: основные понятия, типы данных, системы управления базами данных и принципы работы с ними.
Ввод и редактирование записей.
Условия поиска информации; логические значения, операции, выражения. Поиск, удаление и сортировка данных.
- Практические работы:
43. Поиск записей в готовой базе данных.
44. Сортировка записей в готовой базе данных.
Примерная программа основного общего образования
- Практикум: работа VIII Коммуникационные технологии (12 часов)
Процесс передачи информации, источник и приемник информации, сигнал, кодирование и декодирование, искажение информации при передаче, скорость передачи информации. Локальные и глобальные компьютерные сети. Информационные ресурсы и сервисы компьютерных сетей: Всемирная паутина, файловые архивы, интерактивное общение.
Электронная почта как средство связи, правила переписки, приложения к письмам.
Поиск информации. Компьютерные энциклопедии и справочники; информация в компьютерных сетях, некомпьютерных источниках информации. Компьютерные и некомпьютерные каталоги; поисковые машины; запросы. Архивирование и разархивирование.
- Практические работы:
45. Регистрация почтового ящика электронной почты, создание и отправка сообщения.
46. Путешествие по Всемирной паутине.
47. Участие в коллективном взаимодействии: форум, телеконференция, чат.
48. Создание архива файлов и раскрытие архива с использованием программы-архиватора.
49. Загрузка файла из файлового архива.
50. Поиск документа с использованием системы каталогов и путем ввода ключевых слов.
51. Сохранение для индивидуального использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей (Интернет) и ссылок на них.
52. Создание комплексного информационного объекта в виде Web-странички, включающей графические объекты с использованием шаблонов.
- Практикум: работа IX Информационные технологии в обществе (4 часа)
Организация информации в среде коллективного использования информационных ресурсов. Организация групповой работы над документом.
Информационные ресурсы общества, образовательные информационные ресурсы.
Этика и право при создании и использовании информации. Информационная безопасность. Правовая охрана информационных ресурсов. Основные этапы развития средств информационных технологий.
- Практические работы:
53. Оценка скорости передачи и обработки информационных объектов, стоимости информационных продуктов и услуг связи.
54. Защита информации от компьютерных вирусов.
55. Установка лицензионной, условно бесплатной и свободно распространяемой программы.
- Практикум: работа X
- Резерв свободного учебного времени (11 часов)
Практикум
- I. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде учебной публикации (отчет о работе, доклад, реферат, школьная газета).
Планирование текста, создание оглавления. Поиск необходимой информации в общешкольной базе данных (информационная система школы, базы данных предметных областей), на внешних носителях (компакт-дисках), в библиотеке бумажных и нецифровых носителей. Поиск информации в Интернет.
Ввод текста, форматирование текста с использованием заданного стиля, включение в документ таблиц, графиков, изображений.
Использование цитат и ссылок (гипертекста). Использование систем перевода текста и словарей. Использование сканера и программ распознавания печатного текста, расшифровка унащимся записанной устной речи.
- Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, история, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- II. Создание графического объекта
Создание графического объекта с использованием готовых фрагментов в цифровом виде.
Создание изображений с помощью инструментов графического редактора (растрового и векторного).
Создание изображений с использованием графической панели. Ввод изображений с использованием сканера, цифрового фотоаппарата.
- Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- III. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде презентации с использованием шаблонов.
Планирование презентации и слайда. Создание презентации; вставка изображений. Настройка анимации.
Устное выступление, сопровождаемое презентацией на проекционном экране.
Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- IV. Запись и обработка видеофильма
Запись изображений и звука с использованием различных устройств (цифровых фотоаппаратов и микроскопов, видеокамер, сканеров, магнитофонов).
Запись музыки (в том числе с использованием музыкальной клавиатуры).
Обработка материала, монтаж информационного объекта.
- Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, искусство, филология, обществознание.
- V. Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов.
Изменение данных, ввод данных в готовую таблицу, переход к графическому представлению информации (построение диаграмм).
Заполнение подготовленной на основании шаблона динамической таблицы данными, полученными в результате наблюдений и опросов, нахождение наибольшего и наименьшего значения, среднего значения с использованием готовых шаблонов.
Создание и обработка таблиц с результатами измерений (в том числе с использованием присоединяемых к компьютеру датчиков) и опросов. Ввод математических формул и вычисление по ним, представление формульной зависимости на графике.
- Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение.
- VI. Создание алгоритма (программы), решающего поставленную задачу
Разработка алгоритма, решающего поставленную задачу с использованием математических функций для записи арифметических выражений, операторов ветвления и цикла. Разработка алгоритма для решения поставленной задачи с использованием вспомогательных алгоритмов, в том числе по обработке одномерного массива.
- Предметы и образовательные области, в изучении которых реализуется данный раздел практикума: информатика и информационные технологии, математика, естествознание.
- VII. Работа с учебной базой данных
Поиск необходимой информации. Ввод информации. Обработка запросов.
- Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, естественнонаучные дисциплины, обществоведение, филология.
- VIII. Работа с моделями
Использование моделей и моделирующих программ в области естествознания, обществознания, математики. Использование простейших возможностей системы автоматизированного проектирования для создания чертежей, схем, диаграмм.
- Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, математика, черчение, технология, естествознание.
- IX. Создание и обработка комплексного информационного объекта в виде Web-страницы (Web-сайта) с использованием шаблонов.
Планирование Web-страницы (Web-сайта). Поиск необходимой информации. Ввод текста, форматирование текста, включение в документ таблиц, графиков, изображений. Использование ссылок (гипертекста).
- Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, филология, обществоведение, естественнонаучные дисциплины, искусство.
- X. Организация группового информационного пространства для решения коллективной задачи.
Планирование работы.
Организация коллективной работы над документом, использование электронной почты.
Сохранение для индивидуального и коллективного использования информационных объектов из глобальных компьютерных сетей и ссылок на них.
Защита информации от компьютерных вирусов, работа с антивирусной программой.
Использование правил ограничения доступа для обеспечения защиты от компьютерных вирусов.
- Предметы и образовательные области, в изучении которых целесообразна реализация данного раздела практикума: информатика и информационные технологии, обществознание, естествознание.
ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА СРЕДНЕГО
(ПОЛНОГО) ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
ПО ИНФОРМАТИКЕ
И ИНФОРМАЦИОННЫМ ТЕХНОЛОГИЯМ
БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ
Основное содержание
10-Й КЛАСС
Информация и информационные процессы (6 часов)
Основные подходы к определению понятия «информация». Системы, образованные взаимодействующими элементами, состояния элементов, обмен информацией между элементами, сигналы.
Дискретные и непрерывные сигналы. Носители информации. Виды и свойства информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знаний. Алфавитный подход к определению количества информации. Классификация информационных процессов. Кодирование информации. Языки кодирования. Формализованные и неформализованные языки. Выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей. Поиск и отбор информации. Методы поиска. Критерии отбора. Хранение информации;
выбор способа хранения информации. Передача информации. Канал связи и его характеристики.
Примеры передачи информации в социальных, биологических и технических системах.
Обработка информации. Систематизация информации. Изменение формы представления информации. Преобразование информации на основе формальных правил. Алгоритмизация как необходимое условие автоматизации. Возможность, преимущества и недостатки автоматизированной обработки данных. Хранение информации. Защита информации. Методы защиты.
Особенности запоминания, обработки и передачи информации человеком.
Управление системой как информационный процесс. Использование основных методов информатики и средств ИКТ при анализе процессов в обществе, природе и технике. Организация личной информационной среды.
Практические работы (3 часа)
1. Измерение информации.
Решение задач на определение количества информации, содержащейся в сообщении при вероятностном и техническом (алфавитном) подходах.
2. Информационные процессы
Решение задач, связанных с выделением основных информационных процессов в реальных ситуациях (при анализе процессов в обществе, природе и технике).
3. Кодирование информации
Кодирование и декодирование сообщений по предложенным правилам.
4. Поиск информации
Формирование запросов на поиск данных. Осуществление поиска информации на заданную тему в основных хранилищах информации.
5. Защита информации
Использование пародирования и архивирования для обеспечения защиты информации.
Информационные модели (9 часов)
Информационное моделирование как метод познания. Информационные (нематериальные) модели. Назначение и виды информационных моделей. Объект, субъект, цель моделирования. Адекватность моделей моделируемым объектам и целям моделирования. Формы представления моделей: описание, таб¬лица, формула, граф, чертеж, рисунок, схема. Основные этапы построения моделей. Формализация как важнейший этап мо¬делирования.
Компьютерное моделирование и его виды: расчетные, графические, имитационные модели.
Структурирование данных. Структура данных как модель предметной области. Алгоритм как модель деятельности. Гипертекст как модель организации поисковых систем. Примеры моделирования социальных, биологических и технических систем и процессов.
Модель процесса управления. Цель управления, воздействия внешней среды. Управление как подготовка, принятие решения и выработка управляющего воздействия. Роль обратной связи в управлении. Замкнутые и разомкнутые системы управления. Самоуправляемые системы, их особенности. По¬нятие о сложных системах управления, принцип иерархич¬ности систем. Самоорганизующиеся системы. Использование информационных моделей в учебной и позна¬вательной деятельности.
Практические работы (4 часа)
6. Моделирование и формализация
Формализация задач из различных предметных областей. Формализация текстовой информации. Представление данных в табличной форме. Представление информации в форме графа. Представление зависимостей в виде формул. Представление последовательности действий в форме блок-схемы.
7. Исследование моделей
Исследование учебных моделей: оценка адекватности модели объекту и целям моделирования (на примерах задач различных предметных областей). Исследование физических моделей. Исследование математических моделей. Исследование биологических моделей. Исследование геоинформационных моделей. Определение результата выполнения алгоритма по его блок-схеме.
8. Информационные основы управления
Моделирование процессов управления в реальных системах; выявление каналов прямой и обратной связи и соответствующих информационных потоков.
Управление работой формального исполнителя с помощью алгоритма.
Информационные системы (3 часа)
Понятие и типы информационных систем. Базы данных (табличные, иерархические, сетевые). Системы управления база-
ми данных (СУБД). Формы представления данных (таблицы) формы, запросы, отчеты). Реляционные базы данных. Связывание таблиц в многотабличных базах данных
Практическая работа (2 часа)
9. Информационные системы. СУБД.
Знакомство с системой управления базами данных Access. Создание структуры табличной базы данных. Осуществление ввода и редактирования данных. Упорядочение данных в среде системы управления базами данных. Формирование запросов на поиск данных в среде системы управления базами данных. Создание, ведение и использование баз данных при решении учебных и практических задач.
Компьютер как средство автоматизации информационных процессов (2 часа)
Аппаратное и программное обеспечение компьютера. Архитектуры современных компьютеров. Многообразие операционных систем. Программные средства создания информационных объектов, организации личного информационного пространства, защиты информации.
Практическая работа (2 часа)
10. Компьютер и программное обеспечение.
Выбор конфигурации компьютера в зависимости от решаемой задачи. Тестирование компьютера. Настройка BIOS и загрузка операционной системы. Работа с графическим интерфейсом Windows, стандартными и служебными приложениями, файловыми менеджерами, архиваторами и антивирусными про¬граммами.
Резерв учебного времени — 4 часа. Всего — 35 часов.
11-Й КЛАСС
- Компьютерные технологии представления информации (5 часов)
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. Двоичное представление информации в компьютере. Двоичная система счисления. Двоичная арифметика. Компьютерное представление целых и вещественных чисел. Представление текстовой информации в компьютере. Кодо¬вые таблицы.
Два подхода к представлению графической информации, растровая и векторная графика. Модели цветообразования. Технологии построения анимационных изображений. Технологии трехмерной графики.
Представление звуковой информации: MIDI и цифровая запись. Понятие о методах сжатия данных. Форматы файлов.
Практическая работа (2 часа)
- 11. Представление информации в компьютере.
Решение задач и выполнение заданий на кодирование и упаковку тестовой, графической и звуковой информации. Запись чисел в различных системах счисления, перевод чисел из одной системы счисления в другую, вычисления в позиционных системах счисления. Представление целых и вещественных чисел в форматах с фиксированной и плавающей запятой.
- Средства и технологии создания и преобразования информационных объектов (5 часов)
Текст как информационный объект. Автоматизированные средства и технологии организации текста. Основные приемы преобразования текстов. Гипертекстовое представление информации.
Динамические (электронные) таблицы как информационные объекты. Средства и технологии работы с таблицами. Назначение и принципы работы электронных таблиц. Основные способы представления математических зависимостей между данными. Использование электронных таблиц для обра¬ботки числовых данных (на примере задач из различных предметных областей).
Графические информационные объекты. Средства и технологии работы с графикой. Создание и редактирование графических информационных объектов средствами графических редакторов, систем презентационной и анимационной графики.
Практическая работа (7 часов)
- 12. Создание и преобразование информационных объектов.
Создание, редактирование и форматирование текстовых документов различного вида.
Решение расчетных и оптимизационных задач с помощью электронных таблиц. Использование средств деловой графики Для наглядного представления данных. Создание, редактирование и форматирование растровых и векторных графических изображений. Создание мультимедийной презентации.
- Средства и технологии обмена информацией с помощью компьютерных сетей (сетевые технологии) (5 часов)
Каналы связи и их основные характеристики. Помехи, шумы искажение передаваемой информации. Избыточность информации как средство повышения надежности ее передачи. Использование кодов с обнаружением и исправлением ошибок. Возможности и преимущества сетевых технологий. Локаль¬ные сети. Топологии локальных сетей. Глобальная сеть. Ад¬ресация в Интернете. Протоколы обмена. Протокол передачи данных TCP/IP. Аппаратные и программные средства орга¬низации компьютерных сетей.
Информационные сервисы сети Интернет: электронная почта, телеконференции, Всемирная паутина, файловые архивы и т. д. Поисковые информационные системы. Организация поиска информации. Описание объекта для его последующего поиска. Инструментальные средства создания Web-сайтов.
Практическая работа (5 часов)
- 13. Компьютерные сети.
Подключение к Интернету. Настройка модема. Настройка почтовой программы Outlook Expeess. Работа с электронной почтой. Путешествие по Всемирной паутине. Настройка браузера. Работа с файловыми архивами. Формирование запросов на поиск информации в сети по ключевым словам, адекватным ре¬шаемой задаче. Разработка Web-сайта на заданную тему. Зна¬комство с инструментальными средствами создания Web-сай¬тов. Форматирование текста и размещение графики.
Гиперссылки на Web-страницах. Тестирование и публикация Web-сайта.
- Основы социальной информатики (2 часа)
Информационная цивилизация. Информационные ресурсы общества. Информационная культура. Этические и правовые нормы информационной деятельности человека. Информационная безопасность.
Резерв учебного времени — 4 часа. Всего — 35 часов.
Требования к уровню подготовки выпускников
- различные подходы к определению понятия «информация»;
- методы измерения количества информации: вероятностный и алфавитный. Знать единицы измерения информации;
- назначение наиболее распространенных средств автоматизации информационной деятельности (текстовых редакторов, текстовых процессоров, графических редакторов, электронных таблиц, баз данных, компьютерных сетей;
- назначение и виды информационных моделей, описывающих реальные объекты или процессы;
- использование алгоритма как модели автоматизации деятельности;
- назначение и функции операционных систем; уметь:
- оценивать достоверность информации, сопоставляя различные источники;
- распознавать информационные процессы в различных системах;
- использовать готовые информационные модели, оценивать их соответствие реальному объекту и целям моделирования;
- осуществлять выбор способа представления информации в соответствии с поставленной задачей;
- иллюстрировать учебные работы с использованием средств информационных технологий;
- создавать информационные объекты сложной структуры, в том числе гипертекстовые;
- просматривать, создавать, редактировать, сохранять записи в базах данных;
- осуществлять поиск информации в базах данных, компьютерных сетях и пр.;
- представлять числовую информацию различными способами (таблица, массив, график, диаграмма и пр.);
- соблюдать правила техники безопасности и гигиенические рекомендации при использовании средств ИКТ;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- эффективной организации индивидуального информационного пространства;
- автоматизации коммуникационной деятельности;
- эффективного применения информационных образовательных ресурсов в учебной деятельности.
ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ
- Информация и информационные процессы (64 часа)
- Дискретизация и кодирование (5 часов)
Дискретное (цифровое) представление результатов измерений, текстовой, графической, звуковой, видео информации. Цепочки (конечные последовательности символов) и операции над ними. Примеры систем двоичного кодирования различных алфавитов. Сигнал, кодирование, декодирование, сжатие. Скорость передачи информации. Зависимость скоро¬сти передачи от используемой полосы частот. Искажение ин¬формации при передаче и при сжатии.
- Системы, взаимодействие (3 часа)
Состояния объекта. Система, компоненты, взаимодействие компонентов. Информационное взаимодействие в системе. Графы, графы переходов, графы взаимодействия.
- Управление, обратная связь (6 часов)
Управление в повседневной деятельности человека. Анализ и описание объекта с целью построения схемы управления; системы автоматического управления; задача выбора оптимальной модели управления; математическое и компьютерное моделирование систем управления.
Примеры управления в социальных, технических, биологических системах. Команды управления и сигналы датчиков для учебных управляемых устройств, экранных объектов и устройств ИКТ.
- Моделирование и проектирование (13 часов)
Описания (информационные модели) объектов, процессов и систем, соответствие описания реальности и целям описания. Фотографии, карты, чертежи, схемы, графы, таблицы, графики, формулы как описания. Использование описания (информационной модели) в процессах общения, практиче¬ской деятельности, исследования.
Математические модели, их использование для описания объектов и процессов живой и неживой природы и технологии, в том числе — в физике, биологии, экономике.
Связь между непрерывными моделями, их дискретным приближениями и компьютерными реализациями. Машин ные представления целых и действительных чисел. Точное вычислений, интервальная арифметика. Модели информационных процессов в технических, биологических и социальных системах. Моделирование, прогнозиро-вание, проектирование в человеческой деятельности. Использование сред имитационного моделирования (виртуальных лабораторий) для проведения компьютерного экспе¬римента в учебной деятельности.
Использование инструментов автоматизированного проекти¬рования.
- Логический язык (5 часов)
Имена, логические операции, кванторы, правила построения и семантика. Примеры записи утверждений на логическом языке. Логические формулы при поиске в базе данных. Дизъюнктивная нормальная форма. Логические функции. Схемы из функциональных элементов.
- Алгоритмический язык (6 часов)
Правила построения и выполнения алгоритмов. Разбиение задачи на подзадачи. Использование имен для алгоритмов и объектов. Примеры записи алгоритмов на алгоритмическом языке для графических и числовых исполнителей.
- Вычислимые функции (2 часа)
Функции, вычисляемые алгоритмами. Полнота формализации понятия вычислимости. Универсальная вычислимая функция. Диагональные доказа¬тельства несуществования.
Индуктивные определения объектов. Задание вычислимой функции системой функциональных уравнений.
- Детерминированные игры с полной информацией (4 часа)
Деревья. Выигрышная стратегия в игре. Игровая интерпретация логических формул.
- Доказательства правильности (4 часа)
Соответствие алгоритма заданию (спецификации), инварианты, индуктивные доказательства.
- Построение алгоритмов (4 часа)
Системы счисления, арифметические операции и перевод; кодирование с исправлением ошибок; генерация псевдослучайных последовательностей. Алгоритмы решения задач вычислительной математики (приближенные вычисления
площади, значения функции, заданной рядом, моделирования процессов, описываемых дифференциальными уравнениями). Переборные алгоритмы. Обход дерева.
- Типы данных (4 часа)
Основные конструкции. Матрицы (массивы). Работа с числами, матрицами, строками, списками, использование псевдослучайных чисел. Определяемые (абстрактные) типы данных.
- Сложность описания объекта (2 часа)
Оптимальный способ описания. Алгоритмическое определение случайности.
- Сложность вычисления (5 часов)
Примеры эффективных алгоритмов. Проблема перебора.
- События. Параллельные процессы (3 часа)
Взаимодействие параллельных процессов, взаимодействие с пользователем.
- Средства ИКТ и их применение (48 часов)
- Правила работы с ИКТ (2 часа)
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение, технологические требования при эксплуатации ИКТ.
- Архитектуры компьютеров и компьютерных сетей (3 часа)
Программная и аппаратная организация компьютеров, других средств ИКТ и их систем. Виды программного обеспечения.
- Операционные системы (5 часов)
Функции операционной системы. Основные виды и особенности операционных систем. Понятие о системном администрировании.
- Практика программирования (16 часов)
Язык программирования. Понятность программы. Внесение изменений в программу. Структурное программирование, объектно-ориентированный подход. Ошибки, отладка, построение правильно работающих и эффективных программ. Этапы разработки программы.
- Практика применения ИКТ (6 часов)
Планирование и проектирование применения ИКТ; основные этапы, схемы взаимодействия.
Типичные неисправности и трудности в использовании ИКТ. Профилактика оборудования.
Комплектация рабочего места средствами ИКТ в соответствии с целями его использования.
Оценка числовых параметров информационных объектов и про. цессов, характерных для различных областей деятельности.
- Организация и поиск информации (6 часов) Представление о системах управления базами данных, поисковых системах в компьютерных сетях, библиотечных информационных системах. Компьютерные архивы информации: электронные каталоги, базы данных. Организация баз данных. Примеры баз данных: юридические, библиотеч¬ные, здравоохранения, налоговые, социальные, кадровые. Использование инструментов системы управления базами данных для формирования примера базы данных учащихся в школе.
Использование инструментов поисковых систем (формирование запросов) для работы с образовательными порталами и электронными каталогами библиотек, музеев, книгоиздания, СМИ в рамках учебных заданий из различных предметных областей. Правила цитирования источников инфор¬мации.
- Телекоммуникационные технологии (6 часов) Представления о средствах телекоммуникационных технологий: электронная почта, чат, телеконференции, форумы, телемосты, интернет-телефония. Специальное программное обеспечение средств телекоммуникационных технологий. Использование средств телекоммуникаций в коллективной деятельности.
Технологии и средства защиты информации в глобальной и локальной компьютерной сети от разрушения, несанкционированного доступа. Электронная подпись. Правила подписки на антивирусные программы и их настройка на автоматическую проверку сообщений. Инструменты создания информационных объектов для Ин¬тернет. Методы и средства создания и сопровождения сайта.
- Управление (6 часов)
Технологии управления, планирования и организации деятельности человека. Создание организационных диаграмм и расписаний. Автоматизация контроля выполнения. Примеры применения ИКТ в управлении.
Технологии автоматизированного управления в учебной среде. Системы автоматического тестирования и контроля знаний. Использование тестирующих систем в учебной деятельности. Инструменты создания простых тестов и учета резуль¬татов тестирования.
- Информационная деятельность человека (13 часов)
- Психофизиология информационной деятельности (3 часа)
Восприятие, запоминание и обработка информации человеком, пределы чувствительности и разрешающей способности органов чувств, стереофоническое и стереоскопическое восприятие. Разнообразие и индивидуальные особенности способов восприятия, запоминания и понимания информа¬ции.
- Роль информации в современном обществе (3 часа) Информация в экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. Информационные ресурсы и каналы индивидуума, государства, общества, организации, их структура. Информационные ресурсы образования. Виды профессиональной информационной деятельности че-ловека, используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы).
Профессии, связанные с построением математических и компьютерных моделей, программированием, обеспечением информационной деятельности индивидуумов и организаций. Структура учебного процесса в области ИКТ для различных категорий пользователей.
- Общественные механизмы в сфере информации (7 часов) Экономика информационной сферы. Стоимостные характеристики информационной деятельности. Роль стандартов в современном обществе. Стандартизация в области информационных технологий. Стандарты описания информационных ресурсов.
Информационная этика и право, информационная безопасность. Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предотвращения. Роль средств массовой информации.
- Практикум (140 часов)
- Математический редактор
- квалифицированное оформление математического текста.
- Учет
- Реализация упрощенного варианта бухгалтерского и материального учета на базе распространенного варианта динамических (электронных таблиц).
- Анализ данных и статистика. Визуализация данных и деловая графика
- использование пакетов статистической обработки и анализа данных, а также средств визуализации для анализа, наглядного представления и интерпретации данных, в том числе — собранных в ходе наблюдений и опросов, полу¬ченных с помощью цифровых датчиков, найденных в Ин¬тернете.
- Символьные вычисления. Аналитические модели
- Решение задач символьных вычислений, с использование одного из распространенных инструментов (пакетов символьных преобразований).
- Дискретные приближения непрерывных моделей
- Решение задач математического моделирования с помощью создания дискретной модели, приближающей непрерывную (например — системы разностных уравнений, приближающей систему дифференциальных уравнений).
- Дискретные алгоритмы, в том числе — дискретная оптимизация
- решение комбинаторных задач, в том числе — организация обхода дерева и поиска данной вершины, поиск кратчайшего пути, поиск вхождения одного слова в другое и т. д.
- Технологический проект
- Установка, сопровождение, техническое обслуживание средств ИКТ.
Обучение
- Обучение работе с ИКТ, в том числе, с целью использования тренажеров и тестовых систем.
- Автоматизированное проектирование
- Использование одной или нескольких систем автоматизированного проектирование с учетом математических аспектов решаемых задач.
- Организация индивидуальной и групповой деятельности.
- Управление проектом
- Систематическое использование компьютерных инструментов для планирования и фиксации своей деятельности (органайзеры, планировщики событий и проектов, поддержка контактов и т. д.
- Программирование устройства, взаимодействующего с объектами физической реальности.
- Организация хранения и поиска информации. Работа в информационном пространстве образовательного учреждения и личном информационном пространстве
- Создание и заполнение базы данных, размещение своих работ на сайте школы, с использованием соответствующих форматов их описания.
- Сбор информации, организация и представление данных
- Разработка комплексного мультимедийного объекта (или ряда объектов), включающего текст, аудио и видеоинформацию, гиперссылки для размещения в Интернете, компакт-диске, применения при выступлении, с использованием самостоятельно сделанных записей (видео-аудио, чис¬ловые) данных, найденных в Интернете и бумажных источниках.
- Поиск, системный анализ, обобщение информации
- Поиск в Интернете и СМИ информации по актуальному вопросу и подготовка теста своего анализа и интерпретации имеющихся источников.