Нет никакого высшего искусства, как искусство воспитания. Живописец и ваятель творят только безжизненную фигуру, а мудрый воспитатель создает живой образ, смотря на который, радуется Бог и люди.

Св. Иоанн Златоуст

Л.Н.Толстой, немало внесший в формирование отечественной педагогики, определял воспитание как воздействие: «Воспитание есть воздействие на сердце тех, кого мы воспитываем… Воспитание есть воздействие одного человека на другого с целью заставить воспитываемых усвоить известные нравственные привычки». Если проанализировать слова Л.Н. Толстого, то это можно выразить следующей схемой:

Советский энциклопедический словарь», вышедший в свет в 1985 году, дает следующее определение воспитания:

«...процесс систематического и целенаправленного воздействия на духовное и физическое развитие личности в целях подготовки ее к производственной, общественной и культурной деятельности...» Несмотря на дальнейшее идеологическое продолжение, с таким определением сложно спорить. Поэтому попытаемся его понять.

Дело в том, что образование состоит из двух аспектов - внешнего и внутреннего. Внешний аспект состоит в овладе¬нии профессиональными навыками и практическими знаниями, а внутренний связан с формированием этических представлений и, в конечном счете, с воспитанием сердца. К со¬жалению, в современной системе образования отсутствует сба-лансированность. Основной упор в ней делается на развитие внешних навыков, в то время как внутреннее совершенство¬вание отходит на задний план (рис. 2).

Воспитание сердца и характера, внутренний аспект образования, является основополагающим условием для обретения личного счастья, создания прочных супружеских отношений, социальной стабильности, гармонии в обществе и влияет на уровень жизни в целом (рис. 1).

В сбалансированной системе предполагаются следующие аспекты образования:

- духовный;

- социальный;

- профессиональный.

Сердце — основа личности. Воспитание сердца можно реализовывать следующими способами:

-на уроках любви;

-на примерах проявления нравственности;

-в заботе об окружающих;

-в совместном творчестве.

В обществе, где процветает лицемерие, не может быть нравственного воспитания. Именно с позиций общечеловеческих, а не классовых ценностей мы должны рассматривать нравственность. Три основополагающие ценности — истина, добро, красота — соответствуют трем функциям нашего существования: разуму, воле и чувствам (рис. 6). С помощью разума мы способны узнавать и ценить истину, с помощью чувств — отзываться на красоту, воля помогает нам жить для всеобщего блага.

Тяга к истине привела к развитию науки, религии и философии; стремление к красоте стало стимулом для творчества и всех видов искусства, в то время как стремление к добру выработало нормы нравственного поведения и милосердия.

На сегодняшний день Россия является одной из самых безнравственных по образу жизни стран мира. А по темпам инфицирования СПИДом является ведущей страной в мире.

Причинами деградации общества являются:

* Безнравственная реклама.

* Утрата человеческих идеалов и общечеловеческих ценностей в системе образования.

* Внешний вид учащихся нередко находится на грани приличий.

* Определяющее в развитии подростка влияние улицы.

* Утрата семьей своей функциональной роли как воспитывающего института.

* Дефицит родительской любви.

* Формирование агрессивности через компьютерные игры.

* Участившиеся случаи в публичных выступлениях и на телевидении экстремистских высказываний.

Отсюда в первом приближении вытекают следующие пути нравственного духовного возрождения общества:

** введение нравственной цензуры на телевидении (если введен запрет на рекламу водки и сигарет, то почему нельзя вве¬сти запрет на показ порнофильмов и эротической рекламы?);

** запрещение рекламы пива как содержащего алкоголь напитка;

** популяризация классических духовных ценностей нации в области живописи, скульптуры, музыки, литературы на радио, телевидении, кино;

** расширение сети клубов для занятий подростков и юношества конструированием, художественным творчеством и спортом во внеурочное время;

** восстановление в институтах повышения квалификации кабинетов педагогического всеобуча, а в школах — «универ¬ситетов» педагогического мастерства для родителей;

** с учетом поликультурной структуры населения России — разработка в каждой школе, колледже и ВУЗе системы вос¬питания толерантной личности;

** введение в школах и ПТУ ученической формы;

** должна быть разработана Федеральная программа нравственного воспитания и нравственной защиты детей и подро¬стков, и все педагоги страны должны ознакомиться с нею в рамках краткосрочных курсов при институтах повышения квалификации.

Во II томе «Словаря русского языка», изданного в 1986 году, дается следующее двойное определение нравственности:

совокупность норм поведения человека в обществе,

*моральные качества человека.

*Формирование целостной, всесторонне развитой личности — цель воспитания. При описательном подходе к изучению личности личность характеризуется как совокупность определенных качеств: ответственности, доброты, деловой ак¬тивности, вежливости, галантности, эмпатии, корректности, предупредительности, честности, порядочности...

*Именно над этими качествами я работаю на своих уроках.

Правила выбора методов воспитания

Общий принцип выбора методов воспитания — гуманизм отношений педагога к воспитанникам. Методы воспитания в свете гуманистического подхода — это не набор чисто профессиональных средств в руках людей, равнодушных к судьбе своих воспитанников; методы — живые отношения живых людей. Метод требует эластичности, гибкости, даже нежности — эти качества несет ученику преподаватель-воспитатель. Рассмотренные выше общие условия выбора методов определяют крупные зависимости, между тем в воспитательном процессе приходится учитывать и множество тончайших нюансов.

Педагогу как воспитателю нельзя забывать, что он всегда имеет дело с цельной системой методов и никогда вырванное из системы отдельное средство не принесет успеха. Поэтому в жизни, на практике один метод или прием всегда дополняет, развивает или поправляет и уточняет другой. Выбор методов должен быть подготовленным и предполагает реальные условия для осуществления. Нельзя выбирать метод, который в данных условиях неприменим. Нельзя ставить перспективы, которых все равно не достичь. Это само собой разумеется

Действие метода часто остается безрезультатным потому, что нет необходимых средств. Простейший пример: педагог выводит воспитанников работать в сад и предлагает им сажать деревья, а для этого не подготовлен ни инструмент, ни посадочный материал. Замысел, не подкрепленный средствами, оказывается бесполезным. Вдумчивый воспитатель никогда не окажется в такой ситуации.

Любое разумное и подготовленное действие педагога должно быть доведено до конца, метод требует логического завершения. Выполнять это правило важно потому, что только в этом случае воспитанники обретают полезную привычку доводить дело до конца, а воспитатель укрепляет свой авторитет организатора.

Метод не терпит шаблона в применении. Поэтому воспитатель всякий раз должен подыскивать наиболее эффективные средства, соответствующие данным условиям, вводить новые приемы. Для этого надо глубоко проникнуть в сущность воспитательной ситуации, которая и порождает потребность в определенном воздействии.

Выбор метода зависит от стиля педагогических отношений. При товарищеских отношениях будет действенным один метод, при отношениях нейтральных или отрицательных приходится выбирать другие пути взаимодействия.

Метод зависит от характера вызываемой им деятельности. Заставить воспитанника заниматься легким или приятным делом — это одно, а добиться выполнения им серьезного и непривычного труда — совсем другое.

Проектируя методы воспитания, надо предвидеть психическое состояние воспитанников в то время, когда методы будут применяться. Это не всегда разрешимая для воспитателя задача, но, по крайней мере, общее настроение, отношение воспитанников к проектируемым методам должны быть учтены заранее.

В настоящее время наиболее объективной и удобной представляется классификация методов воспитания на основе направленности — интегративной характеристики, включающей в себя в единстве целевую, содержательную и процессуальную стороны методов воспитания (Г. И. Щукина). В соответствии с этой характеристикой выделяются три группы методов воспитания:

1. Методы формирования сознания личности.

2. Методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.

3. Методы стимулирования поведения и деятельности. Структура данной системы методов воспитания представлена ниже.

Воспитывай в детях только хорошее

Хостинг от uCoz