Прочти!
Погрузившись в проектную деятельность,
оказавшись в ситуации неопределенности,
ученик обязательно когда-нибудь воскликнет
«Эврика!»,
сделав свое собственное открытие.
В этом смысл, ценность метода проектов.
МЕТОД УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ
Использование в учебном процессе инновационных технологий ориентирует образование на формирование навыков саморазвития, самообразования, поисковой деятельности, коммуникативных умений. Эти технологии строятся на основе проблемного обучения, метода проектов, школьных исследований, деловых игр и другого.
Использование в учебном процессе инновационных технологий направлено не только на развитие учащегося. Девизом любого учебного процесса стоило бы назвать «Качественное обучение без нанесения ущерба здоровью обучаемых».
К используемым приемам и методам работы, которые способствуют здоровьесбережению учащихся, можно отнести:
1) такую организацию учебного процесса, которая не допускает переутомления. В частности, при использовании проектного метода обучения, выбирается единая инструментальная среда, в которой будет реализован проект. Эта среда должна давать возможность реализации и дизайнерской части проекта, и программирования, и других направлений. Такая интеграция разных разделов в одном предмете позволит снизить учебную нагрузку;
2) создание благоприятной психологической атмосферы на уроке, использование различных приемов снятия психологического напряжения.
Можно выделить следующие типы проектов.
Исследовательские. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, обозначенных целей, актуальности предмета исследования для всех участников, социальной значимости, соответствующих методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. Эти проекты полностью подчинены логике исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием. Этот тип проектов предполагает аргументацию актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выбор методологии исследования, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.
Творческие. Следует оговориться, что проект всегда требует творческого подхода, и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. Но при определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников, вначале она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата. Таким результатом могут быть: совместная газета, сочинение, видеофильм, спектакль, игра, праздник, экспедиция и т. п. Однако оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма или спектакля, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа и так далее, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома и прочего.
Ролевые, игровые. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты этих проектов либо намечаются в начале их выполнения, либо вырисовываются лишь в самом конце. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая.
Ознакомительно-ориентировочные (информационные). Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении; предполагается ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты, так же как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы. Структура подобного проекта может быть обозначена следующим образом: цель проекта, его актуальность, источники информации, проведение «мозговой атаки», обработка информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы), результат (статья, реферат, доклад, видео и прочее), презентация. Такие проекты часто интегрируются с исследовательскими проектами и становятся их органичной частью, модулем.
Практико-ориентированные (прикладные). Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников. Такой проект требует тщательно продуманной структуры, даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четких выводов, то есть оформления результатов проектной деятельности и участия каждого в оформлении конечного продукта. Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений, корректировки совместных и индивидуальных усилий, в организации презентации полученных результатов и возможных способов их внедрения в практику, а также систематической внешней оценки проекта.
По признаку «Предметно-содержательная область» можно выделить следующие два типа.
Монопроекты. Как правило, такие проекты проводятся в рамках одного предмета. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы. Разумеется, работа над монопроектом предусматривает подчас применение знаний и из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле какого-либо одного знания. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые ученики предположительно должны приобрести в результате. Заранее планируется логика работы на каждом уроке по группам (роли в группах распределяются самими учащимися), форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества учащихся).
Межпредметные. Такие проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это - либо небольшие проекты, затрагивающие 2-3 предмета, либо достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.
По характеру контактов проекты бывают региональные и международные.
По количеству участников можно выделить индивидуальные и групповые проекты.
По продолжительности выполнения проекты могут быть краткосрочными (могут быть разработаны на нескольких уроках), средней продолжительности (от недели до месяца), долгосрочными (от месяца до нескольких месяцев).
Используемый в работе метод исследовательских проектов позволяет организовать учебный процесс как глубокое осознание, анализ допущенных ошибок (как в процессе исследования, так и при использовании других методов учебной работы). К тому же отношение к ошибке, как к возможному результату любой деятельности, снимает психологический стресс, страх перед возможностью допустить ошибку.
На уроках учащиеся выполняют мини-проекты, тема которых - «Проблемы нашей жизни» (дети сами их озвучивают - наркомания, алкоголизм, добро и зло, чистота и загрязнение атмосферы и др.). В качестве практических работ при изучении текстового процессора даются задания на форматирование текста (в тексте - информация в разнообразной форме, пропагандирующая здоровый образ жизни, либо информация о вреде пагубных привычек).
Проекты учащиеся создают на уровне своих индивидуальных возможностей. Работая над проектами учащиеся познают мир. Некоторые темы для проектов:
- что такое доброта,
- берегите лебедей,
- природа глазами детей,
- что такое толерантность,
- без труда не выловишь и рыбку из пруда,
- что такое дружба,
- любовь,
- как сделать мир лучше?
Но все созданные проекты заканчиваются защитой на различных мероприятиях (школьных, районных -вплоть до международных научно-практических конференций). Учитель предлагает ученикам уровень мероприятия, которое должно соответствовать уровню проекта. Ситуация успеха придает уверенности в собственных силах;
3) формирование культуры здорового образа жизни.
Перечисленные выше методы и приемы позволят создавать здоровьесохраняющую среду для учащихся на уроке. Но любой учитель информатики знает о проблеме детской зависимости от компьютерных игр, которая сродни наркомании. Этот процесс очень трудно нормировать по времени и отслеживать качество игр даже родителям дома. Решать эту проблему нужно поэтапно:
- анкетирование с первых же уроков в новом классе учащихся (сбор информации о наличии ПК, его конфигурации, установленном программном обеспечении и др.);
- выход на родительское собрание с краткой лекцией о вреде ненормированного времяпрепровождения за компьютером и об организации такой работы ребенка за ним, которая бы не наносила вред его здоровью.
Главное - ничего нельзя добиться запретами (!);
- учебный процесс должен быть нацелен на вытеснение из области интересов учащегося компьютерных игр и замену их на другой вид деятельности. Поэтому необходимо включение в урок блоков с демонстрацией различных программных продуктов и рассказов о программах, в которых они созданы. И вновь поможет проектная деятельность: работу над проектом можно контролировать и нормировать (и родителям, и учителю), исследование в процессе работы над проектом предполагает смену различных видов деятельности (и не только за компьютером);
- в дальнейшем, в течение всего времени обучения ребенка в школе контакт с родителями - неотъемлемая часть воспитания информационной культуры.
Результатом использования этих методов является интеллектуальная раскрепощенность учащегося на уроке, как следствие - его успешность. Понимание роли компьютера как средства обработки информации снимает психологическую зависимость от компьютерных игр. Учащиеся овладевают информационной культурой и культурой здорового образа жизни, которые дают гарантию сохранения здоровья и в детском возрасте, и в будущем во взрослой жизни.